К вопросам использования дополнительных критериев методики «Пиктограмма» | Статьи клиники Анима

К вопросам использования дополнительных критериев методики «Пиктограмма»

Дата публикации: 21.10.2020
Обновлено: 08.11.2022

Содержание статьи

1. Детали исследования
  2. Анализ ответов пациентов
  3. Результат

Диагностический потенциал традиционных патопсихологических методов исследования далеко не исчерпан. С помощью новых подходов возможен дополнительный анализ получаемых диагностических данных. Одной из фундаментальных задач клинической психологии остается ранняя диагностика шизофрении, и отграничение её от проявлений симптомов личностного расстройств. В диагностически сложных случаях, когда отсутствуют четко очерченные нарушения мышления, возникает необходимость в использовании дополнительных критериев, на основе которых подобное разграничение становится возможным. В настоящей работе, сделана попытка найти новые подходы, к разработке проблемы квалификации результатов патопсихологического исследования, в частности методики «Пиктограмма», и использование дополнительных возможностей анализа полученных данных.

Детали исследования

Исследование проводилось на группе пациентов с недифференцированным диагнозом личностного расстройства и шизофрении, имеющих симптомы и синдромы разного уровня, возрастом от 18 до 48 лет, первично оказавшиеся в клинике. Численность группы пятьдесят человек, из них 23 (44%) мужчин и 27 (56%) женщин, средний возраст выборки 30,5 лет.

При обработке результатов исследования группа больных с недифференцированным диагнозом разделилась на две: пациенты, обнаружившие шизофренический симптомокомплекс и пациенты, с личностно-аномальным симптомокомплексом..

Анализ ответов пациентов

Для более тщательного анализа неадекватных ответов, при выполнении методики «пиктограмма», нами была предпринята попытка по-новому проанализировать ответы пациентов на стимульные понятия. Путем соотношения ответов больных на заданные слова, мы подошли более дифференцированно к оценке образов-ассоциаций, выделив:

Результат

Нами было доказано, что больные с личностно — аномальным синдромом отвечают адекватно на слова-стимулы первой и второй группы. В третьей группе ответов мы не обнаружили ни одного искажения процесса обобщения, и как следствие, сохранность эмоционально-мотивационной сферы. Появление своеобразных ответов у больных с личностным расстройством может быть обусловлено особенностями их личностно-мотивационной сферы, а именно имеет место надличностный смысл, актуализирующий несущественные свойства объекта. Таким больным свойственна патологическая лабильность смысловой сферы.

Больные с шизофреническим симптомокомплексом обнаруживают высокие показатели неадекватных ответов по всем трем группам. У этой группы пациентов, имеет место распад значения (патологический полисемантизм). Вследствие разрушения эмоциональной и мотивационной сфер происходят нарушения мыслительной деятельности.

Полученные результаты могут также позволить более глубоко проанализировать строение мыслительной деятельности, дать представление о механизмах функционирования нормальной и болезненно измененной психики.

Предложенные критерии, являются практически значимыми, так как значительно облегчают анализ данных, получаемых при дифференциальном исследовании, позволяя оценивать их вне зависимости от того, какая методика применена и делает их доступными для формализации.
Клинический психолог Ермакова Анна Александровна в Новосибирске

Автор статьи: Ермакова Анна Александровна.

Клинический психолог высшей квалификационной категории, старший преподаватель кафедры клинической психологии НГМУБ.

Запись на прием по телефонам 239-19-03, 255-97-55.