Мы работаем в выходные и

праздничные дни с 9.00 до 21.00

Лечение ВСД в Новосибирске

Что такое ВСД или вегето-сосудистая дистония?

ВСД – этот термин часто приходится слышать практикующим врачам из уст пациента. Давайте разберемся – что это за состояние, его причины и способы лечения.

Прежде всего стоит знать, что вегето-сосудистая дистония или ВСД – это не болезнь, это синдром – то есть состояние, включающее в себя ряд жалоб (симптомов), характеризующее дисфункцию вегетативной нервной системы. Этими симптомами могут быть:

• головокружение, быстрая утомляемость;
  • повышенное сердцебиение, аритмия, «тяжесть в сердце»;
  • тошнота, икота, вздутие живота, урчание;
  • одышка, ощущение нехватки воздуха, затруднённый вдох, учащённое дыхание;
  • затруднённое, редкое либо частое мочеиспускание;
  • не острые непостоянные боли в суставах;
  • нарушения сна;
  • озноб, либо приливы жара;
  • тремор рук, повышенная потливость.

Условно можно разделить данные жалобы на общие, когда пациент стремиться избавиться от них, а не искать именно причину, и специфические, относящиеся только к одному органу или системе организма, – в этом случае человек обеспокоен именно возможным наличием серьёзного заболевания.

Также важно понимать, что термин «вегетососудистая дистония» является устаревшим и обывательским, он отсутствует в современной Международной классификации болезней. Данный термин часто непрофессионально используют неврологи, кардиологи и терапевты в случаях, когда диагностика и понимание состояния пациента вызывают затруднения.

Кроме того, симптомы вегетативной дисфункции всегда вторичны к, например, органическому поражению ЦНС, или возникают на фоне имеющихся соматических болезней – Гипертонической болезни, Гипертиреозе и пр. Часто физической причины, могущей объяснить вышеуказанные жалобы пациента, не находится, тогда такие пациенты могут быть направлены на консультацию к психиатру, так как основной причиной их жалоб является психическая (психологическая) дисфункция. Для психиатра термин ВСД означает чаще всего один из вариантов тревожного расстройства пациента – Соматоформную дисфункцию, Соматизированное расстройство и ряд других.

Как же психиатр проводит лечение ВСД и подобных состояний?

Сначала врач-психиатр должен удостовериться в том, что симптомы пациента действительно вызваны нарушением работы вегетативной нервной системы на фоне имеющегося психологического неблагополучия – это этап диагностики. На этом этапе врач использует клиническую беседу, осмотр пациента, анализ выписок от врачей-соматологов, проводит пациенту ряд скрининговых тестов.

Далее, удостоверившись в диагнозе, врач составляет маршрут терапии. Он индивидуален и зависит от выраженности симптомов, их влияния на качество жизни пациента, особенностей личности пациента и пр. Чаще всего предпочтение отдается психотерапевтическим интервенциям, способным помочь пациенту понять причину его психических трудностей, разрешить их, научится регулировать свои симптомы и избавиться от них. Но в ряде случаев пациенту может назначаться медикаментозная терапия – например транквилизаторы для быстрого облегчения состояния, возможности участвовать в психотерапии, либо антидепрессанты – если, например, диагностировано сопутствующее депрессивное расстройство. Иногда требуется назначение препаратов из других групп – нейролептиков, нормотимиков, метаболических препаратов.

Подобные состояния часто бывают хроническими, либо связанными с так называемой вторичной выгодой для пациента (неосознанные плюсы от болезненного состояния), поэтому могут с трудом поддаваться лечению и на лечение может потребоваться длительное время. Но все же, в большинстве случаев лечение может давать облегчение пациенту практически с первых дней терапии.