Как определить, что ребенок нуждается в помощи психолога? | Статьи клиники Анима

Как определить, что ребенок
нуждается в помощи психолога?

Содержание статьи:

  1. Признать проблему
  2. Психиатр и психолог: в чем отличие?
  3. С какими проблемами чаще всего обращаются к детскому психологу?
  4. В каких случаях обращение к психологу обязательно?
  5. Как подготовить ребенка к посещению психолога?
  6. Как проходит консультация у детского психолога?
  7. Какие методы я применяю в работе?

Задуматься о посещении психолога стоит тогда, когда родители сталкиваются с неуправляемостью своего ребенка или когда поведение ребенка сильно отличается от поведения его сверстников. Родителей могут беспокоить неадекватные эмоциональные реакции ребенка, с которыми они не могут справиться самостоятельно. Консультацию с детским психологом мамам и папам могут рекомендовать воспитатели или учителя, замечающие тревожные симптомы у ребенка.

Признать проблему

Если при всех стараниях родителей проблемы ребенка не разрешаются, очень важно не закрывать на это глаза и не опускать руки, а своевременно признать наличие трудностей и обратиться к специалисту.

Зачастую родители отказываются от визита к детскому психологу из-за собственных страхов и стыда (страх «выносить сор из избы», посвящать постороннего человека в семейные дела, страх признать себя «плохим» родителем, не справляющимся с воспитанием, и быть осужденным за это, страх, что у ребенка обнаружат психическое отклонение, поставят «страшный диагноз» и т.п.). Опасения родителей по большей части основаны на недостаточной информированности о работе детского психолога. Родителям следует знать, что работа профессионального детского психолога строится на принципах этичности, конфиденциальности, компетентности и ответственности, а также на заинтересованности в благополучии клиента.

Психиатр и психолог: в чем отличие?

Психиатр – специалист с высшим медицинским образованием, который занимается диагностикой и лечением тяжелых психических нарушений. Психиатр использует медикаментозные средства в терапии.

Психолог – специалист с высшим психологическим образованием, он не врач, поэтому не вправе назначать медикаменты. Психолог определяет проблемы нормального развития ребенка и корректирует их с помощью педагогических и психологических методик.

Клинический психолог работает как с психологическими трудностями, возникшими в ходе естественного развития ребенка, так и с серьезными психическими нарушениями (детский аутизм, психопатия, гиперактивность, задержка умственного и психического развития, синдром дефицита внимания и др.).

С какими проблемами чаще всего обращаются к детскому психологу?

Психолог обычно работает со следующими поведенческими и эмоциональными проблемами у ребенка:

Посещение детского психолога требуется при подозрении на серьезные нарушения в психическом развитии ребенка (детский аутизм, девиантное поведение, умственная отсталость и др.).

К детскому психологу также обращаются родители, заинтересованные в психологическом здоровье и развитии ребенка, нуждающиеся в грамотной консультации по воспитанию.

Нередко родители приходят на профилактический прием к детскому психологу, чтобы удостовериться в нормальном развитии своего ребенка.

В каких случаях обращение к психологу обязательно?

Вас как родителя должны насторожить следующие симптомы у ребенка:

Когда вести ребенка к психологу

Как подготовить ребенка к посещению психолога?

Визит к психологу не требует специальной подготовки. Следует заранее сообщить ребенку, что вы идете к врачу, но никаких болезненных процедур там делать не будут. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, не испытывал голод, усталость или недомогание, необходимо по возможности исключить стресс накануне консультации (в том числе из-за посещения других врачей). Нежелательно идти на прием накануне дневного или ночного сна ребенка — лучше всего выбрать время максимальной его активности.

Как проходит консультация у детского психолога?

При беседе с родителями специалист выясняет причины, побудившие их обратиться к психологу, уточняет особенности поведенческих или эмоциональных проявлений ребенка; затем проводит диагностическое тестирование маленького пациента, на основании которого делает заключение о необходимости психокоррекции.

Диагностика – самый важный этап работы психолога. Она начинается в тот момент, когда ребенок заходит в кабинет: как именно он зашел, что сказал/сделал, как разместился в комнате, как ведет себя, пока мама (или другой взрослый, который его привел) беседует с психологом.

Затем диагностика продолжается уже с помощью психологических методик. Это – разговор с маленьким пациентом, тесты, опросники, специальные игры, упражнения и др. На этом этапе психолог определяет эмоционально-личностные качества ребенка, уровень его развития, а также исследует состояние высших психических функций, таких как мышление, внимание, память, речь, восприятие и др.

В ходе диагностики психолог уточняет у родителей характер их взаимоотношений с ребенком: какой стиль воспитания принят в семье, каков режим труда и отдыха, сколько времени и каким образом родители занимаются ребенком и т.д. Эта информация также учитывается при определении способа возможной коррекции (например, гиперактивность ребенка может быть вызвана не психическими нарушениями, а недостатком внимания со стороны родителей).

После того как вся информация собрана, психолог озвучивает свой профессиональный взгляд на проблему, комментирует полученные в ходе диагностики выводы, при необходимости составляет программу коррекции и дает родителям рекомендации по исправлению выявленных трудностей.

Какие методы я применяю в работе?

Каждый ребенок уникален, поэтому программа коррекции составляется индивидуально, учитывая возраст и психологические особенности конкретного ребенка. В своей работе я использую методы поведенческой и игровой терапии, нейропсихологической коррекции, разнообразные психотерапевтические техники (сказкотерапия, арт-терапия, метафорические ассоциативные карты, песочная терапия и др.).

В случае если психические нарушения у ребенка не выявлены, я использую педагогические и логопедические методики общеразвивающего характера: специальные упражнения, игры и техники для улучшения памяти, мышления, речи, восприятия, моторики, развития эмоционального интеллекта.

Я предоставляю родителям полную информацию о полученных в ходе коррекционной работы результатах у ребенка, предлагаю задания для домашней работы, а также даю рекомендации для закрепления положительной динамики.
Автор статьи: детский психолог Еремеева Екатерина Юрьевна

Дата публикации: 09.10.2020
Обновлено: 08.11.2022